Главная
О Компании
Сервис
 Главная

  Полезные статьи: Как выбрать Снегоуборщик 2.

У зимы, как и у всего на свете, есть свои прелести. Санки, лыжи, коньки, заснеженные улицы с желтыми огнями вечерних фонарей, тихий шепот падающих снежинок... Но романтика романтикой, а недостатков у этого сезона тоже хватает. Взять хотя бы все тот же снег, который, ложась на землю, превращается в плотные сугробы чуть ли не до пояса. И как, позвольте спросить, передвигаться по улицам, когда там только «снег да снег кругом» и ни дорог, ни тротуаров не видно под ровной белой пеленой?

Автомобилистам и городским жителям несколько проще, так как чистка улиц и пешеходных дорожек - забота городского муниципалитета. А вот обитателям частных домов, дач и коттеджей заботиться обо всем этом приходится самим. Вот и вооружаются они поутру лопатами, отправляясь на «войну» с сугробами, выросшими после обильного снегопада.

Способ, позволяющий превратить этот «зимний вид спорта» если не в удовольствие, то хотя бы в менее трудоемкий процесс, есть. Главное - использовать подходящий инструмент, разработанный и сконструированный специально для данной процедуры - снегоуборочную машину.

Тип снегоуборочной машины. Наиболее распространены снегоуборочные машины двух типов - шнековые и шнеко-роторные (порой их называют одно- и двухступенчатыми). Разница между ними заключается в конструкции рабочей системы. У машин первого типа она состоит только из шнеков, которые подгребают снег к центру ковша и выбрасывают его через выпускной канал в сторону. У двухступенчатых агрегатов это делает ротор - специальное колесо с лопатками.

Разные машины предназначены для решения различных задач. Легкие и компактные одноступенчатые модели оптимальны для расчистки дорожек и небольших участков.

Машины второго типа гораздо производительнее, поэтому они подходят для более серьезных дел - расчистки подъездных путей, дорожек в парках и зонах отдыха, автостоянок, парковок. Самые «крутые» агрегаты обслуживают дачные и коттеджные поселки, дома отдыха.

Мощность двигателя у шнековых машин, как правило, не превышает 5 лошадиных сил. У шнеко-роторных агрегатов ориентировочный диапазон - от 5 до 13 л. с, хотя порой встречаются отклонения в ту или иную сторону. При этом на одноступенчатых моделях ставят двигатели разных типов - электрические, бензиновые 2-тактные и 4-тактные. Двухступенчатые машины снабжают только «4-тактниками».

Шнекороторные агрегаты в подавляющем большинстве случаев самоходные (то есть имеют привод на колеса), что позволяет работать длительное время, не утомляясь.

Внешне снегоуборщики разных производителей схожи, и при выборе следует учитывать много параметров, не всегда бросающихся в глаза при осмотре. Ниже приведено описание тех деталей, характеристик или особенностей, которые чаще всего становятся объектом сравнения.

Двигатель. В конструкции снегоуборщиков разных производителей зачастую встречаются одни и те же узлы. Наиболее характерный пример - двигатель. Из всех производителей снегоуборочной техники собственными моторами на своих машинах способна похвастать разве что компания Honda. Остальные фирмы закупают силовые агрегаты на стороне - у таких известных компаний, как Briggs&Stratton, Tecumseh или вышеупомянутая Honda. Чаще всего встречаются машины с моторами Tecumseh.

Работа при отрицательных температурах сопровождается повышенной нагрузкой на все узлы и детали. Поэтому на снегоуборщики ставят двигатели, специально адаптированные для работы зимой. В линейке Briggs&Stratton и Tecumseh есть соответствующие серии, легко опознаваемые по маркировке, - Intek Snow и Snow King соответственно.

Шины. Еще одна общая «деталь» у снегоуборщиков разных производителей - шины. Их обычно тоже закупают на стороне. До недавнего времени практически все поставляемые машины были «обуты» в Snow Hog с Х-образным рисунком протектора. Сейчас встречаются также модели с V-образным <отпечатком>. И те, и другие колеса имеют высокий протектор и обеспечивают хорошее сцепление с грунтом даже в гололед.

Шнеки. Производители придают особое значение форме рабочей кромки шнеков. Она бывает абсолютно гладкой или зубчатой. В последнем случае форма и количество зубьев на разных моделях различны. Это могут быть просто неглубокие прямоугольные впадины или же «настоящие» зубы, когда шнеки напоминают диск циркулярной пилы. «Агрессивные» кромки быстрее «грызут» плотный слежавшийся или обледеневший снег. Однако такой попадается не так уж часто - обычно убирают свежевыпавшие осадки, а уж здесь форма рабочей кромки определяющей роли не играет.

У одноступенчатых машин шнеки, вращаясь, касаются грунта. Поэтому на таких моделях они либо металлические обрезиненные, либо цельные резино-пластиковые. Тем самым риск повреждения дорогостоящего декоративного покрытия при расчистке, к примеру, садовых дорожек, сведен к минимуму. Резинопластиковый шнек легче переносит «встречу» с препятствиями вроде камней - он не ломается и не меняет форму. А вот металлический обрезиненный в такой ситуации может и сломаться.

Редуктор шнеков. Передача вращающего момента от двигателя к рабочей системе осуществляется через клиноременную передачу и вал отбора мощности, с которым соединены ротор (напрямую) и шнеки (через редуктор). Понятно, что обороты ротора намного выше.

Редукторы бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Также они отличаются и материалом корпуса: на бытовых моделях используются алюминиевые сплавы; на профессиональных - чугун.

Сервис шнеков предполагает периодическую замену смазки в редукторе. Естественно, его для этого придется разобрать. Если навыков подобных работ нет и приобретать их не хочется, имеет смысл покупать необслуживаемую модель - меньше возни, а в случае чего редуктор заменяют целиком. Любителям «копаться в железе», наоборот, стоит обратить внимание на обслуживаемые разновидности - у них выше ресурс.

Шестерни редуктора делают из достаточно мягкого металла, например, бронзы. Такой выбор неслучаен - при заклинивания шнеков важно не допустить порчи двигателя, поскольку это самый дорогой узел. Так что шнеки крепят к валу срезными болтами (первая ступень защиты). Если же они не спасут, то пусть лучше «полетит» редуктор - его ремонт обойдется гораздо дешевле.

Смазка для обслуживаемых редукторов содержит частицы бронзы, поэтому периодическая замена масла обеспечивает восстановление изношенных деталей. Конечно, не до состояния новых, однако подобный сервис позволяет продлить срок службы редуктора.

Опорные лыжи. Они держат на себе вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их вверх-вниз, регулируют высоту расположения шнеков над землей, то есть фактически минимальную толщину неубираемого слоя снега.

Лыжи довольно быстро приходят в негодность, особенно если часто скользят не по снегу, а по льду. И хотя они считаются расходным материалом, производители стараются по возможности продлить их ресурс. Для этого многие делают лыжи двухсторонними - при чрезмерном износе их просто переворачивают. Соответственно, служат они вдвое дольше.

Выпускной желоб. Встречаются два варианта - пластиковый и металлический. Пластик применяют, исходя из предположения, что к нему хуже прилипает снег и к тому же он не ржавеет. Производители моделей с металлическим желобом делают упор на то, что их конструкция обеспечивает более точный выброс, поскольку узел меньше вибрирует. Кстати, «дрожь» пластикового «ствола» обеспечивает его самоочистку от налипающего снега.

Трансмиссия. Подавляющее большинство шнеко-роторных снегоуборщиков самоходные. Количество скоростей и механизмы привода различны: у самых простых моделей есть только одна передняя, более сложные агрегаты имеют 5-6 передних и 1-2 задние. Встречаются машины с вариатором или даже с гидростатической трансмиссией. У них регулировка плавная.

Рама. Большинство производителей изготавливают рамы из труб круглого сечения. Однако есть и исключения - так, на некоторых моделях снегоуборщиков применяют прямоугольные трубы. Рукоятка у них, как правило, не складывается, что придает дополнительную прочность всей конструкции.

Шасси. По конструкции шасси снегоуборщики делятся на колесные и гусеничные. Первые удобнее транспортировать, поскольку их можно просто катить - запускать двигатель и включать передачу нужно не всегда.

С гусеничными машинами такой «номер» не пройдет. Однако в этом есть и преимущество - подобные агрегаты намного устойчивее на льду и уверенно работают на склонах. К тому же они активнее «вгрызаются» в сугробы, поскольку гусеницы за счет гораздо большей, чем у колес, площади соприкосновения с грунтом обеспечивают очень высокое тяговое усилие.

Балансировка. Для снегоуборщика взаимное расположение центра тяжести машины и колесной оси - важная характеристика, поскольку она определяет сбалансированность всей конструкции. Самая лучшая «развесовка» у того агрегата, центр тяжести которого находится точно над осью. Для пользователя это означает простоту маневра: достаточно легкого нажатия на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины.

Однако есть и обратная сторона медали: чем сильнее нагружен «нос», тем лучше снегоуборщик вгрызается в плотные нижние слои слежавшегося снега. Иначе вполне возможна ситуация, когда в процессе работы машина будет удалять только верхний слой, не «докапываясь» до основания.

Чтобы не допустить такого, снегоуборщики оснащают специальными подрезными ножами - острыми горизонтальными пластинами в основании снегозагребного ковша. Они-то и призваны обеспечивать нормальное заглубление и обычно с этой задачей справляются, если пользователь не давит со своей стороны на рукоятки.

Есть модели, снабженные механизмом переноса центра тяжести. При работе его смещают вперед, чтобы нагрузить нос; при транспортировке - наоборот, назад.

Система управления. Пожалуй, именно здесь сосредоточены основные отличия между моделями разных производителей. Для начала перечислим, чем же конкретно управляет оператор:

- управление запуском и оборотами двигателя. С электромоторами все просто, но они встречаются только на небольших шнековых снегоуборщиках. Все бензиновые модели снабжены пусковым тросиком. А на профессиональных агрегатах зачастую, помимо тросика, присутствует электростартер. Он бывает двух видов - с питанием от внешней бытовой электросети или от бортового 12-вольтового аккумулятора. В первом случае для запуска нужно подключить двигатель к розетке и нажать кнопку. Сделать это можно еще в гараже, где обычно и хранят такую технику, а потом гнать машину к месту работы своим ходом.

Аккумуляторные стартеры, конечно, удобнее - завести мотор реально где угодно и когда угодно. Для подзарядки батареи служит встроенный в двигатель генератор, однако ничто не мешает воспользоваться любым автомобильным ЗУ.

- включение привода на колеса и выбор нужной скорости и направления движения. Наиболее простой вариант самоходного снегоуборщика - машина с одной фиксированной скоростью движения. У более сложных моделей их, естественно, больше.

Пониженные передачи применяют для уборки плотного слежавшегося или мокрого снега; средние годятся для свежевыпавшего. Последние, самые «быстрые», - транспортировочные, для работы они не подходят.

- разблокировка жесткой связи между колесами для маневрирования. Крутящий момент от двигателя одинаково передается на оба колеса, что в принципе очевидно - иначе уже при небольшой нагрузке машина начала бы «рыскать» влево-вправо. Однако такая подвижность в зимних условиях сопряжена с серьезными трудностями. И чем тяжелее снегоуборщик, тем труднее развернуть его. Самый удобный выход - временно разъединить колеса, чтобы они вращались независимо. Это резко меняет картину - машина сразу становится послушной и разворачивается практически на месте.

Механизмы разблокировки колес встречаются разные. Чаще всего применяют быстросъемные шплинты на осях. Вариант чуть более сложный - кнопки, также расположенные на осях: для их нажатия требуется меньше времени, чем для выемки шплинта.

Наконец, самая удобная реализация - притормаживание одного из колес рычагом с панели управления. У машин, оснащенных подобным механизмом, под основными рукоятками расположены рычажки- «крючки», включающие дифференциал и приостанавливающие соответствующее колесо. В итоге машина разворачивается сама, оператор не прилагает никаких усилий. У гусеничных снегоуборщиков, кстати, встречается только такой механизм управления.

- регулировки направления и высоты выброса снежной массы. Они есть у любой, даже самой простой снегоуборочной машины. Первый параметр задают, поворачивая выпускной желоб. У самых простых моделей для этого служит рукоятка, жестко прикрепленная к «стволу». Чаще встречается червячная передача - для поворота нужно крутить ручку, размещенную поближе к оператору, чтобы не пришлось далеко тянуться. Порой встречается конструкция, но основе тросика и блоков. Здесь органом управления служит рычаг. Преимущество такой схемы в том, что механизм поворота крепится к желобу в его верхней части, поэтому на нем меньше скапливается снег, а значит, и вероятность обледенения ниже. Наконец, совсем уж редко попадаются тяжелые снегоуборщики с электрическим приводом механизма регулировки направления.

Под высотой выброса обычно понимают угол в вертикальной плоскости. Задается она козырьком на желобе: повернул его вниз - снег летит почти горизонтально, поднял вверх - и он устремился ввысь. Самый простой способ регулировки - ручной: подошел, потянул козырек в нужную сторону, работай дальше. Профессиональные машины оснащены рычагом, с помощью которого высоту изменяют непосредственно с панели оператора, не прерывая движения. Это удобно, например, при расчистке парковок, когда приходится постоянно менять параметры выброса, чтобы не завалить стоящие автомобили.

Кстати, «дальнобойность», заявляемая производителями, трактуется только как максимально возможная. Она сильно зависит от состояния снега и силы ветра. Например, в случае со свежевыпавшим снегом о дальности выброса вообще сложно говорить, особенно в ветреную погоду. Вылетающая из желоба масса быстро рассеивается и оседает на землю сплошной завесой. А вот подтаявший и затем подмерзший снег летит одной струей и притом довольно далеко.

Ограничения. Если машина хранится в неотапливаемом помещении, после работы необходимо очистить ее от налипшего снега. Дело в том, что пока двигатель горячий, снег будет таять, а образующаяся вода - стекать на детали. По мере остывания мотора жидкость замерзнет, и шнеко-роторный механизм может заклинить льдом.

Поэтому перед запуском машины настоятельно рекомендуем включить привод шнека и осторожно провернуть вал двигателя пусковым тросиком. Если он вращается - все нормально, можно работать.

<-- Назад

     

О Компании      ||     Сервис
  Rambler's Top100